Антипасха – первое воскресенье после Пасхи. Этот день называют по-разному: Антипасха, Неделя о Фоме или Неделя Новая. Каждое из этих названий передает особый смысл праздника.
Антипасха – самое древнее название праздника, которое появилось в VI веке. Этот день воспринимали как завершение пасхальных торжеств. В IV веке блаженный Августин называл Антипасху «восьмым днем Пасхи». В древней иерусалимской традиции богослужение в этот день было похоже на пасхальное. В Антипасху завершали крещение оглашенных, которое происходило в Великую Субботу. Новокрещенные снимали белые одежды и омывали голову. Этот день завершал древний пасхальный цикл, становясь своеобразной «Пасхой с другой стороны».
Неделя о Фоме
Название «Неделя о Фоме» появилось после IX века. Основное внимание в богослужении сместилось на второе явление Воскресшего Христа апостолам на восьмой день после Воскресения. Среди них был Фома, который не верил в Воскресение Спасителя, пока не увидел Его своими глазами.
Новая неделя
Наименование «Новая неделя» связано с началом нового годового цикла богослужения. В этот день меняются чтения кафизм и последовательность гласов Октоиха. Святитель Григорий Богослов говорил о необходимости обновления жизни: «Вот вам слово о дне Обновления. Но и сами обновитесь и, совлекшись ветхого человека, живите обновленной жизнью. Да обновится у тебя вся жизнь и пути твоей деятельности. Явись новым, с иными нравами. Древнее прошло, теперь все новое».
Современное богослужение Антипасхи посвящено воспоминанию уверения апостола Фомы на восьмой день после Пасхи. Оно основано на евангельском чтении (Ин. 20:19-31).
В Антипасху мы празднуем Воскресение Христово, но с другим акцентом. Мы вспоминаем явление апостолу Фоме и обновление мира. Святитель Григорий так говорил о различии Пасхи и Антипасхи: «То был день спасения, а это – день воспоминания спасения. Тот день разграничивает погребение и воскресение, а этот – день нового рождения».