#Богослужение#Литургия
После псалма идет малая ектенья. Потому, что по уставу Церкви псалмы должны чередоваться личной молитвой. По совету Варсонофия Великого при чтении Псалтыри после каждого псалма вставлять свою личную молитву.
После ектеньи поется второй псалом 145:
Хвали, душе моя, Господа. / Восхвалю Господа в животе моем, / пою Богу моему, дондеже есмь. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, / в них же несть спасения. Изыдет дух его, / и возвратится в землю свою: / в той день погибнут. вся помышления его. Блажен, ему же Бог Иаковль помощник его, / упование его на Господа Бога своего. Сотворшаго небо и землю, / море и вся, яже в них.
Хранящаго истину в век, / творящаго суд обидимым, / дающаго пищу алчущим Господь решит окованныя, / Господь умудряет слепцы. Господь возводит низверженныя, / Господь любит праведники. Господь хранит пришельцы, / сира и вдову приимет, / и путь грешных погубит. Воцарится Господь во век, / Бог твой, Сионе, в род и род. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
В этом псалме верующие призываются возложить надежду на Бога, потому что мало исповедовать благость Божию, надо надеяться на неё.
После псалма произносится малая ектенья и в ее возгласе говорится о всемогуществе Богу: «Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков». Ектенья прямое продолжение псалма. В псалме говорится о всемогуществе Бога, и в возгласе ектеньи так же говорится о всемогуществе Бога.
Эти два псалма (102 и 145) поются для того, чтобы усилить нашу надежду на Бога и возбудить нашу молитву к нему. Святой Николай Кавасила (толкователь Литургии) указывает, что первый псалом является символом ветхозаветного домостроительства, второй псалом является символом периода времени от Рождества Христова до Его Крещения, когда Господь уже пришел на землю, но еще не явился миру.
Далее после ектеньи поется песнь: «Единородный Сыне и Слове Божий, Безсмертен Сый, / и изволивый спасения нашего ради / воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, / непреложно вочеловечивыйся; / распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, / един Сый Святыя Троицы, / спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас.»
Эта песнь была написана в 6 веке святым византийским императором Юстинианом, в ней говорится, что Иисус Христос, Сын Божий, который ради нашего спасения воплотился Богородицей, принял крестную смерть и избавил человечество от духовной смерти.
Далее снова идет малая ектенья, и после поются заповеди блаженства:
«Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, / егда приидеши во Царствии Твоем.
Блажени нищий духом, / яко тех есть Царство Небесное.
Блажени плачущии, / яко тии утешатся.
Блажени кротции, / яко тии наследят землю.
Блажени алчущии и жаждущии правды, / яко тии насытятся.
Блажени милостивии, / яко тии помиловани будут.
Блажени чистии сердцем, / яко тии Бога узрят.
Блажени миротворцы, / яко тии сынове Божии нарекутся.
Блажени изгнани правды ради, / яко тех есть Царство Небесное.
Блажени есте, егда поносят вам, / и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради.
Радуйтеся и веселитеся, / яко мзда ваша многа на небесех Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.»
Заповеди блаженства – это законы вечной жизни. Заповеди показывают, что Господь пришел к нам на землю, чтобы указать нам путь на небо.
Перед Евангельскими заповедями произносятся слова благоразумного разбойника, только во множественном числе от лица молящихся: «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, / егда приидеши во Царствии Твоем». Возникает вопрос, почему Господь указал нам путь ко спасению – заповеди, а первый в рай вошел разбойник, человек, который не исполнял эти заповеди? Потому что разбойник на кресте проявил смирение. Он явил милосердие, покаяние и смирение. И вот эти его слова поются перед заповедями, потому что цель заповедей прийти в это состояние. Преподобный Исаак Сирин говорит: «Воздаяние бывает не добродетели и не труду ради неё, а рождающемуся от неё смирению». Разбойник же что сказал? Не возьми меня с собой в Царствие небесное, а помяни меня, когда сам туда придешь. Тем самым он показал, что он не достоин быть в Царствии небесном.
В конце пения заповедей блаженства происходит малый вход. Открываются Царские врата, выходят северными вратами диакон, который несет Евангелие, перед ним идет свещеносец со свечей, и за ним священник и останавливаются у Царских врат. Этот выход символизирует выход Христа на проповедь. Священник является образом Христа, Евангелие – это Слово, которое Иисус Христос проповедовал.
Далее диакон говорит: «Господу помолимся».
И священник читает молитву: «Влады́ко Го́споди Бо́же наш, уста́вивый на небесе́х чи́ны и во́инства А́нгел и Арха́нгел в служе́ние Твоея́ сла́вы, сотвори́ со вхо́дом нашим вхо́ду святы́х А́нгелов бы́ти, сослужа́щих нам, и сославосло́вящих Твою́ бла́гость. Я́ко подоба́ет Тебе́ вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Аминь.».
Эта молитва, знак того, что Евхаристия – это дело всей Церкви и земной, и небесной.
По окончании этой молитвы диакон указывает рукой в алтарь и произносит: «Благослови́, влады́ко, святы́й вход». Священник от лица Господа, благословляя алтарь, произносит: «Благослове́н вход святы́х Твои́х, всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.»
После этого диакон приподнимает Евангелие и возглашает: «Премудрость, прости». Затем священник целует иконы Христа и Божией Матери у Царских врат и заходят в алтарь, в знак того, что святые через общение и любовь ко Христу и Его Матери вошли в Царствие небесное.
В это время хор поет: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси Сыне Божий, воскресый из мертвых, поющия Ти: аллилуиа.» А все молящиеся крестятся и кланяются. Этим обрядом показывается, как говорит Симеон Новый Богослов, что вся суть духовного делания в том, чтобы прийти ко Христу.