#Богослужение#Литургия
Первая часть Литургии называется Проскомидия. На ней готовят дары – хлеб и вино. Слово проскомидия происходит от греческого слова приношение. Потому что в древности хлеб и вино для таинства готовили из приношений прихожан. Сама проскомидия является воспоминанием рождества Христа. Из просфоры вырезается хлеб, который будет пресуществляться в Тело Христово, называется Агнец. Кладется на дискос (это блюдце на подставке), покрывается звездицей, покровами. И вот этот покрытый дискос является прообразом Вифлеемской пещеры. Поэтому в некоторых храмах рядом с жертвенником помещают икону Рождества Христова.
Так же на проскомидии вспоминаются страдания Христа, потому что Господь родился, чтобы пострадать за наши грехи.
Когда Иисус Христос родился об этом никто не знал, только несколько человек. Так и проскомидия совершается в тайне от всех молящихся, только несколько человек: священнослужители и алтарники присутствуют на ней. Во время проскомидии хлеб и вино освящаются, они посвящаются Богу, подобно тому, как Иисус Христос в начале был посвящен Богу. Как первенец на 40-ой день был принесен в храм. Как посвящённые Богу, они уже называются дарами Богу.
Следующий момент, проскомидия совершается на жертвеннике в знак того, что хлеб и вино приносятся в жертву Богу. Почему эти дары являются жертвой. По двум причинам. Первая – жертва – это дар, принесение которого связано с добровольным отказом в пользу того, кому приносят. Хлеб делается для того, чтобы напитать тело, а на проскомидию он приносится чтобы стать пищей для души. Этим Церковь исповедует, во-первых, что Бог есть податель жизни, а во-вторых, что эту временную жизнь мы посвящаем Богу, чтобы получить вечную.
С чего начинается проскомидия?
После входных молитв священник вступает в алтарь, облачается, омывает руки и на жертвеннике начинает совершать проскомидию. При каждом священнодействии священник вполголоса произносит молитвы.
Как на проскомидии приготовляется Агнец?
Взяв в левую руку Агничную просфору, а в правую – копие, священник трижды крестит копием над печатью (верхней частью) просфоры, каждый раз произнося: «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».
Затем с правой стороны печати (просфоры, по линии печати) режет со словами: «Яко овча на заколение ведеся» (Как овца на заклание Он был приведен);
— с левой стороны со словами: «И яко агнец непорочен, прямо стригущаго его безгласен, тако не отверзает уст своих» (И как агнец непорочный пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих);
— надрезает верхнюю сторону печати (там, где буквы IС ХС) со словами: «Во смирение Его суд Его взятся» (В унижении Его в правосудии Ему было отказано.);
— надрезает нижнюю сторону печати (там, где буквы НИ КА), произнося: «Род же Его кто исповесть» (Но род Его кто изъяснит?).
Диакон произносит: «Возьми, Владыко», священник надрезывает просфору с нижней стороны, тем самым отделяя середину просфоры – Агнец – от ее стенок, и при этом произносит: «Яко вземлется от земли живот Его» (Ибо отторгается от земли жизнь Его.).
Диакон: «Пожри, Владыко» (Заколи, владыка.). Священник извлекает Агнец, кладет его на дискос печатью вниз и крестообразно делает глубокий (до печати) надрез, говоря: «Жрется Агнец Божий, вземляй грех мира, за мирский живот и спасение» (Закалывается Агнец Божий, подъемлющий грех мира, за жизнь мира и спасение).
После сего священник переворачивает Агнца и кладет его на дискос печатью вверх.
Диакон же говорит: «Прободи, Владыко» (Пронзи, владыка). Священник со словами «Един от воин копием ребра Ему прободе и абие изыде кровь и вода; и видевый свидетельствова и истинно есть свидетельство его» (Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекли кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его Ин.19:34) пронзает копием праву сторону Агнца.
После этого в потир вливается вино, смешанное с водой.
Зачем нужны другие просфоры (кроме Агнца)?
Из второй просфоры, называемой Богородичной, вынимается частица в память Божией Матери, ее помещают на дискос по правую сторону от Агнца. Из третьей просфоры – девятичинной – вынимаются девять частиц в честь девяти ангельских чинов, а также в память Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, Богоотец Иоакима и Анны (родителей Пресвятой Богородицы) и того святителя, Литургия которого совершается в этот день (Иоанна Златоуста или Василия Великого). Эти частицы полагаются в три столбца, слева от Агнца.
Из четвертой просфоры вынимаются частицы за живых и кладутся на дискосе ниже Агнца.
Из пятой – за умерших (усопших), эти частицы кладут ниже частиц вынутых за живых.
В древности христиане сами пекли просфоры (а в Греции такая практика встречается и сейчас), приносили на проскомидию, а священник вынимал из них частицы и возвращал хлеб хозяину.
Зачем нужны малые просфоры?
Из малых просфор – их количество не ограничивается – вынимаются частицы о здравии и упокоении православных христиан. Их имена содержатся в записках, подаваемых прихожанами «На проскомидию». Вынутые частицы священник помещает на дискосе вместе с частицами из четвертой и пятой просфор.
Что происходит на проскомидии, когда все частицы вынуты?
На дискос, где уже лежат вынутые частицы, священником устанавливается предварительно окуренная ладаном звездица. Потом дискос и потир покрываются двумя отдельными, также предварительно окуренными покровцами, кроме этого, сверху на них полагается один большой покров, называемый возду́хом. Он тоже подвергается предварительному окуриванию. Установленная звездица помогает при этом сохранить порядок частиц. Затем священник кадит перед Дарами и в молитве просит Бога благословить предложенные Дары, помянуть тех, кто их принес, за кого они принесены, молит Бога и за себя, дабы быть достойным для священнодействия.
Что делает священник с вынутыми частницами?
В конце Литургии, после причащения мирян, священник опускает все частицы в потир с произнесением слов: «Отмый (омой), Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».
Видео по ссылке вк https://vk.com/mvhram?z=video-76588540_456239262%2F26c09a5fc1fe215845