Недели Великого поста

Почему в пост воскресенья посвящены именно тем памятям, которые мы знаем?

Сегодня первые 5 воскресений поста называются так:

1-е – Торжества Православия
2-е – Григория Паламы
3-е – Крестопоклонная
4-е – Иоанна Лествичника
5-е – Марии Египетской

И часто можно услышать пространные глубокомысленные проповеди о связи этих событий с Великим постом, однако в реальности эта связь – историческая случайность.

Одни события (Торжество Православия, поклонение Кресту) произошли изначально именно в эти дни, а другие (памяти Иоанна Лествичник и Марии Египетской) попали туда случайно из-за традиции переносить службы всем значимым святым с будней на выходные, а потом уже и закрепились. Но факт в том, что все осмысление связи этих недельных памятей (ну разве за исключением Крестопоклонной) – позднейшее наложение смыслов

А что же предлагают древние уставы?

В древних Иерусалимских уставах все воскресенья поста пронизаны глубоким смыслом покаяния, пути Бога к человеку и человека к Богу:

1-е воскресенье – о потерянной овце
2-е воскресенье – о блудном сыне
3-е воскресенье – о мытаре и фарисее
4-е воскресенье – о милосердном самарянине
5-е воскресенье – о богаче и Лазаре

Заметьте, насколько удачнее ложатся эти притчи на тематику Великого поста, которая остается практически незамеченной при нынешней традиции для тех, что не бывает в храме на буднях. А все потому, что здесь была задумка, а не историческая случайность

Кстати, богослужение сохранило рудименты, указывающие на чтение этих притч в указанные воскресенья

Все новости