Почему в пост воскресенья посвящены именно тем памятям, которые мы знаем?
Сегодня первые 5 воскресений поста называются так:
1-е – Торжества Православия
2-е – Григория Паламы
3-е – Крестопоклонная
4-е – Иоанна Лествичника
5-е – Марии Египетской
И часто можно услышать пространные глубокомысленные проповеди о связи этих событий с Великим постом, однако в реальности эта связь – историческая случайность.
Одни события (Торжество Православия, поклонение Кресту) произошли изначально именно в эти дни, а другие (памяти Иоанна Лествичник и Марии Египетской) попали туда случайно из-за традиции переносить службы всем значимым святым с будней на выходные, а потом уже и закрепились. Но факт в том, что все осмысление связи этих недельных памятей (ну разве за исключением Крестопоклонной) – позднейшее наложение смыслов
А что же предлагают древние уставы?
В древних Иерусалимских уставах все воскресенья поста пронизаны глубоким смыслом покаяния, пути Бога к человеку и человека к Богу:
1-е воскресенье – о потерянной овце
2-е воскресенье – о блудном сыне
3-е воскресенье – о мытаре и фарисее
4-е воскресенье – о милосердном самарянине
5-е воскресенье – о богаче и Лазаре
Заметьте, насколько удачнее ложатся эти притчи на тематику Великого поста, которая остается практически незамеченной при нынешней традиции для тех, что не бывает в храме на буднях. А все потому, что здесь была задумка, а не историческая случайность
Кстати, богослужение сохранило рудименты, указывающие на чтение этих притч в указанные воскресенья