Неделя Торжества Православия

Дорогие братья и сестры!

Вот и осталась позади первая седмица Великого поста. Сердечно поздравляем вас с Неделей Торжества Православия!

Установление этого праздника связано с событиями Константинопольского Собора 843 года, созванного императрицей Феодорой для восстановления иконопочитания в Византийской империи. «Наши иконы, – пишет прот. Вячеслав Резников, – это наше боевое, походное знамя, которое всегда впереди. Это – видимое свидетельство нашей веры. Это – изобразительное предание нашей Церкви. Но знамя победы только тогда – знамя победы, когда оно в руках радостных победителей, а не в руках уныло отступающей толпы». Поэтому желаем вам сил и крепости духа во дни Святой Четыредесятницы! И, конечно же, рассказываем о сегодняшнем празднике.

☑ Основная память Недели 1-й поста – восстановление иконопочитания в 843 году и окончательное отвержение иконоборческой ереси. 11 марта 843 года, в 1-е воскресенье Великого поста, был совершен торжественный чин Православия (восстановление иконопочитания). С этого времени Церковь стала праздновать именно в Неделю 1-ю Великого поста победу над иконоборчеством, с которой впоследствии была соединена идея торжества Церкви над всеми ересями вообще, потому этот день назван Торжеством Православия. Вскоре после 843 года была составлена нынешняя служба Недели Православия.

☑ В храмах после литургии совершается молебен в Неделю Православия. У этого последования есть расширенный вариант с добавлением анафем, но такой «Чин Торжества Православия», во-первых, может совершаться только при архиерейском служении, во-вторых, на практике далеко не все архиереи его совершают в действительности.

☑ На Руси чин Торжества Православия был введён в XI веке преподобным Феодосием Печерским, одним из основателей и игуменом Киево-Печерского монастыря. Чин неоднократно изменялся и не был единообразным на Руси: в разное время в него добавлялись и из него исключались имена людей, объявленных еретиками, расколоучителей, многих гражданских, государственных преступников. Во времена советской власти в России при совершении чина Торжества Православия анафемы не провозглашались.

☑ В песнопениях богослужения Недели 1-й Великого поста основной акцент сделан на богословии иконопочитания. В целом тексты службы Недели 1-й можно считать гимнографическим выражением догмата об иконопочитании. В частности, говорится о том, что именно Воплощение Иисуса Христа является основой почитания Образа (кондак), что, целуя икону, мы воздаем честь тому, кто изображен на ней («честь бо образа, якоже глаголет Василий, на первообразное преходит», см. стихиру «Славы» на стиховне), раскрываются и другие аспекты церковного учения о почитании икон.

☑ О торжестве над другими ересями говорится кратко и только в стихирах на малой вечерне (в нашей практике эта служба не совершается и данные песнопения не звучат): «Ариева нечистая упразднися прелесть, Македониа, Петра, Севира же и Пирра: и светит Свет трисолнечный».

☑ Одна из наиболее ранних дошедших до нас икон Торжества Православия написана около 1400 года в Константинополе, столице Византийской империи. В настоящее время она хранится в Британском музее (The British Museum).

  

Все новости