Пост - время покаяния

Пост - отличное время остановиться, посмотреть в себя. Это время покаяния!
Вспомним, что о покаянии говорили Преподобные старцы Оптинские:

...Покаяние тогда только истинно, когда человек, восчувствуя грехи свои, коими прогневал Создателя своего, оставляет греховное действо, сожалеет об оных и раскаи­вается, и удостаивается прощения благодатью Христовою чрез разрешение священнослужителя Церкви. А когда не оставляет, хоть и кается, то сие не есть покаяние, а даже и опасное, чрезмерное и безрассудное упование на благость Божию, которое так же, как и отчаяние, в равной мере судится пред Богом (прп. Макарий).

К нам, духовникам, приходят люди, больные душою, каяться в своих грехах, но не хотят с ними расстаться, особенно не хотят расстаться с каким-либо любимым сво­им грехом. Это нежелание оставить грех, эта тайная лю­бовь ко греху и делает то, что не получается у человека искреннего покаяния, а потому не получается и исцеления души. Каким человек был до исповеди, таким оставался во время исповеди, таким продолжает оставаться и после ис­поведи. Не должно быть так (прп. Никон).

Пишешь ты, что живешь во всяком нерадении и мно­го грешишь, а покаяния не имеешь, других осуждаешь; поэтому ты еще не ощутила того в чувстве сердца, что ты грешна, а только языком произносишь сие слово. По­старайся в чувстве сердца иметь себя грешну, от сего стяжешь и смирение, не станешь других судить, а паче не подлежащих твоему суду, стяжешь и покаяние с умилени­ем... (прп. Макарий).

Покаяние тогда истинно, когда после него все усилен­но будешь стараться уже жить как должно, а без этого оно мало действительно, если каешься лишь бы прогово­рить о грехах, а жить по-старому (прп. Иосиф).

Все человечество можно разделить на две части: фа­рисеи и мытари. Первые погибают, вторые спасаются. Берегите это сознание своей греховности. Это — самое драгоценное перед Богом. Что спасло мытаря? Конечно, сознание своей греховности: «Боже, милостив буди мне грешному!» Вот эта молитва, которая прошла уже почти два тысячелетия. Но смотрите, мытарь сознает себя грешным, но в то же время надеется на милость Божию. Без надежды нельзя спастись... Господь сказал: «Я пришел спасти не праведных, а грешных...» (Ср.: Мф.9, 13). Кто здесь разумеется под праведниками? Это, конечно, отно­сится и к человекам, не сознающим своей греховности, но все-таки грешным (прп. Варсонофий).

Если когда согрешишь и тотчас обращаешься к Богу каяся — это очень хорошо. Так и должно. И Господь про­стит. А духовнику или старцу после сказать — если важен грех (прп. Анатолий).

Имей общее покаянное чувство. Имей смирение. Терпи все, что тебе посылает Господь, и Он, Милосердый, примет твое покаяние и помилует тебя (прписп. Никон).

Помощи Божией на постном пути к Пасхе Христовой 

 

Все новости